ГлавнаяIn Real Life Live


| RSSВторник, 23.04.2024, 09:46
Меню сайта
Добро пожаловать!
Новости портала
Материалы портала
Архив (2008-2011)
Гостевая книга
Реклама

Категории каталога
Психология [32]
Сверхъестественное [9]
Паранормальное и необъяснимое.
Мифы и факты [26]
Рассказы, истории и просто интересные случаи, миф или факт - решать вам.

Наш опрос
Какие материалы для вас наиболее важные?
Всего ответов: 34

MicroWorld
Главная » Файлы » Статьи » Мифы и факты[ Добавить материал ]

Религия будущего
[ Скачать с сервера () · Материал добавлен: 28.03.2010, 22:46 
Если вы обнаружили ошибку, убедительная просьба, сообщите о ней администрации!

Категория: Мифы и факты | Добавил: TSurfer | Автор:  



Источник статьи

г В.И. Бодякин, ИПУ РАН

КОНТУРЫ РЕЛИГИИ БУДУЩЕГО

(взгляд информатика атеиста из 2000-го)

 

Человеческий нарцисизм. 

Генезис религий. 

Существует ли Сверхразум, Бог?

Грани религии будущего.

Человеческий нарцисизм. Человек - субъект не столько разумный (Homo-sapiens) сколько эгоистичный (Homo-ego) и самовлюбленный (Homo-narcissi). Из истории познания мироокружения человека известно, как неоднократно (если не постоянно) человек изгоняется с построенного им очередного пьедестала собственной сверх-уникальности и сверх-значимости для Мироздания. В космологии выяснилось, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами Вселенной. В биологии - что человек не был сотворен, а произошел из животного мира. В информатике выяснилось, что компьютер отвоевывает у человека все больше и больше интеллектуальных функций (например, обыграв год назад в шахматы чемпиона мира) и вообще, процесс мышления не является непознаваемым, но уже и моделируемым. Вывод из этого и многих других фактов, оставшихся за кадром только один - человек частица в структуре Мироздания. И необходимо понять структуру и цели Мироздания и действовать в рамках этого понимания.

С позиций естественности человека в Мироздании и предлагается рассмотреть вопрос о феномене человеческой религии, причем в эволюционном плане, исследуя генезис религии и прогнозируя ее формы в будущее.

Известно, что каждое человеческое общество и культура порождали религиозные формы, различные по форме, но единые в попытках ответа на вопрос о смысле человеческой жизни, распадающегося на два: "как я должен жить на земле?" и "смерть и способы ее преодоления".

Кстати, природа поиска ответов на эти вопросы понятна из теории информационных систем, как необходимость компактификации и "законченности" активности нейронных структур мозга, отображающих внешнюю среду.

Генезис религий. Описано множество случаев, когда в экстремальных ситуациях (например, сломав крыло, или не имея возможности вытащить занозу и пр.) дикие животные ищут помощи у человека, встречи с которым они обычно избегают. Под этим необъяснимым поведением животных иногда усматривают некий Сверхразум природы, который вынуждает их прибегнуть к возможно последней надежде на помощь.

Но как и обычно - "все значительно проще". Рождаясь, животные воспринимают своих родителей или мать, как сверхсущества, дающее им пищу и "вытаскивающее" их из различных неприятных ситуаций. Повзрослев, эта функция переносится на вожака, который сильнее и уже полезнее родителей. Но животные видят, что есть еще существо, которое сильнее вожака - это человек.

Экстраполируя ряд "родители - вожак - человек", нервная система животных приписывают человеку все сверхвозможности, которых не имеет даже вожак. И тогда, если ранее в критической ситуации животное искало спасения у родителей, сегодня не найдя помощи даже у вожака, оно идет с последней инстинктивной надеждой к человеку. Именно тогда, когда в его понимании исчерпаны все возможности по устранению "несчастья".

Человек еще очень биологичен. Только в горе мы идем в храм, или поднимаем молящий взор к небу в надежде на помощь. Если у нас нет проблем, нам не до сверхсущества, нам нет дела до "смысла жизни", мы "просто живем". Чем образованнее становится человечество, чем шире становится его кругозор, тем ему все сложнее и сложнее "просто жить".

Человек и мир. Если для животного "богом" было реальное двуногое существо, которое если милостиво, могло помочь, или же, в гневе приносило только боль, то для человека не было и нет такой физической персоналии. Человек, экстраполируя ряд "родители - вожак - ..." вынужден "ее" придумать, и в этом найти облегчение своим переживаниям, замкнув, таким образом свое мировоззренческое пространство в некоторую целостность. Все неудобные "вопросы-занозы" выносятся за рамки "простой жизни" и переадресуются уже "Сверхсуществу".  

Кстати, чем примитивнее общество, тем более персонифицированнее и физичнее образ "Сверхсущества", как и для животных. Касаясь животных, можно отметить, что чем выше уровень их сознания, тем сильнее они стремятся к своему сверхсуществу - человеку, становясь домашними и полностью подпадая под его власть и волю.

Религиозная догматичность сознания - раболепие или гордыня, это две стороны невежества (агностицизма). Принимая закрытость познания, хотя бы частичную, как множество принципиально не поверяемых догматов, человек снимает с себя ответственность, когда она его тяготит, и человек перестает быть человеком, он превращается либо в "раба", либо во "властелина". "Человек - раб Божий" или "человек - царь природы" - это грани нашей недообразованности, крайней узости мировоззрения.

Сатанизм. Эта форма религиозного сознания присуща только человеку. Попадая в критическую ситуацию и требуя для себя положительного ее разрешения, человек часто остается неудовлетворенным. В нем воспаляется чувство "справедливой" мести. Мести и разрушению, всего того, что строил ранее вместе со всеми, всем миром: растил детей; сеял хлеб.

Разрушать изнутри, как раковой клетке, легче и проще, а главное, сразу же виден результат деструктивности. Эгоизм полностью захлестывает слабого человека. Зло как бы само поднимает его над "этим муравейником", его, еще вчерашними единоверцами. Когда у основной социальной массы заботы и мысли о том, как лучше созидать, возможностей напакостить им у зла превеликое множество.

Сатанизм может только паразитировать, сам по себе он самопожирающ. Он боится света. Информационная прозрачность общества, как единого созидательного организма, снимает это социальное воспаление и избавляет от него навсегда.

Существует ли Сверхразум, Бог? Сегодня интересы человечества вполне реально могут столкнуться либо с интересами сверхцивилизации (искусственный разум, внеземные цивилизации и пр.), либо с интересами наших "меньших братьев" по эволюции. И если человек поведет себя всемогущим самодуром, или самоунижающимся рабом (холуем), то он лишит себя будущего. 

Человек не является некой особо выделенной сущностью, поэтому его необходимо рассматривать неотделимо от структуры Вселенной и Мироздания. Человек не является единственным субъектом эволюции. Растения и животные вполне способны заменить человека в качестве вершины саморазвития материи, в случае ухода человека со сцены эволюции. 

На Таблице 1 приведен эволюционный ряд информационных систем и рассмотрены характеристики их информационной мощности. Видно, что на каждом качественном скачке развития количественные характеристики улучшаются (увеличиваются) на несколько порядков (порядок - число нулей после единицы). Под информационными системами будем понимать материальные структуры, способные к обработке информации (восприятию, переработке, выбору) и направленному изменению процессов развития событий в окружающей среде.

Скачок - это качественно новые способы обработки информации у информационных систем. Если растения и простейшие организмы это информационные системы, в которых управление осуществляется через случайно сформированные правила поведения ("таблицу стимул-реакция" - ТСР) и генетически закрепленных биологическим отбором.

Животные, уже помимо ТСР имеют механизм структуризации образов (ИСС), который дает возможность обучения. Человек, дополнительно к возможностям животных, как информационная система, имеет еще и иерархию ИСС, открывающих ему возможность формирования абстрактных образов .

Эволюционные ступени, - это скачки относительного нарушения принципа причинности по отношению к понятийной базе (ТСР, ИСС, иерархия ИCС) предыдущего уровня развития информационных систем. При этом, в качестве Сверхсущества ("Бога") для информационной системы данного уровня, рассматривается информационные системы следующий эволюционной ступени развития.  

Для простейших и растения (ТСР) - это животное (ИСС), человек (иерархия ИCС) и выше. Для животного (ИСС) - это человек (иерархия ИCС) и выше. Для человека (иерархия ИCС) - это инопланетяне, … , Сверхразум и Супер-сверхразум. Если для растений, животных и человека численные характеристики, приведенные в Таблице 1 хорошо известны, то для Сверхразума и Супер-сверхразума эти же характеристики имеют гипотетические оценки, которые получены на основании материалов.

Глядя на Таблицу 1 видна, эволюционная генетическая связь человека с животными и растениями. Соответственно, видна и эволюционная перспектива человека по его переходу на следующие качественно новые способы обработки информации, т.е. на переход его в состояние Сверхразума по отношению к сегодняшнему человеку. Солнечная система на четверти от края Галактики, соответственно существуют звездные и соответственно планетные системы, которые на несколько миллиардов лет страше нашей Земли. Механизм формирования сложных структур и дальнейшего их эволюционирования в форме информационных систем это объективный и всеобщий закон развития материи. Следовательно с очень большой вероятностью до нас появились иные колыбели разума, а за миллиарды лет форы развития, они естественно поднялись на следующие эволюционные ступени развития. Поэтому, вероятность того, что существует Сверхразум или Бог много больше, чем вероятность того, что Его не существует. 

Растения, животные, человек, ЭВМ, Сверхразум, Супер-сверхразум - это все формы существования материи в ее более сложных формах (структурах) в форме информационных систем. Человек, как информационная система, находится в середине Таблицы 1, поэтому можно проследить как его генезис, так и перспективу развития.

Взаимодействие со Сверхсуществом. Сверхсуществу малоинтересны (малоинформативные) информационные системы предыдущего этапа развития материи. Для любой же информационной системы ее осознанное взаимоотношение со Сверхсуществом всегда разрушительно (негативно), так как нарушается принцип причинности (чудо), разрушая понятийную базу информационной системы. 

Промоделировать все аспекты взаимодействия относительного Сверх существа и информационной системы можно на примере "человек - животное", где человек выполняет роль Сверх существа. 

При взаимодействии с человеком Сверхразум может только инкогнито, если оно не желает ему зла. Иначе человек, перестанет чувствовать себя ответственным за все происходящее и становится иждивенцем чуда, приручаясь теряет свое человеческое творческое предназначение. Следовательно, явное взаимодействие человека и Сверх существа - это только разрушительное зло. Соответственно следует, что человеку обходимо избегать контакта со всеми формами проявления аномальных явлений (НЛО, полтергейст и пр., если они существуют физически).

Во всех частях наблюдаемой Вселенной пока не обнаружено ни одного повторяющегося явления, которое бы явно противоречило нашему физическому мировоззрению (принцип Ферми), в частности, принципу причинности. Все вышесказанное говорит о принципиальной недоказуемости существования Сверхразума. Следовательно, человек вынужден оставаться морально ответственным за всю эту видимую часть Вселенной.

Грани религии будущего. Можно рассмотреть спектр сегодняшних религиозных учений. В частности четыре характерные оппозиционные ведущие религии: католицизм, протестантизм, иудаизм и православие. Другие, как бы более нейтральны и содержат часть от каждой из них. Понятно, почему практичный протестантизм появился в Западной Европе, "природное" православие на севере Евроазиатского материка, и паразитарный иудаизм в Центральной Азии.

Понятно также их историческое и ролевое взаимоотношение. Сегодняшний мир стал необычайно тесен. Если ранее религиозные войны могли длиться сотнями лет с переменным успехом, то в настоящее время опыт высокотехнологических войн характеризуется молниеносностью и потерями сторон в соотношении как 1 к 1000. Для религиозного мировоззрения, поддержанного цивилизационной мощностью открывается путь полного гегемонизма на планете. Какая же из существующих религий временно возьмет на себя роль ведущей?

Кандидатов на эту роль два - православие и католицизм. Протестантизм слишком меркантилен для будущих технологий, иудаизм не может быть религией для всех. 

Но и католицизм, и православие все равно перейдут к религии информационного будущего, к религии сотворчества. Которая, не унижая, поднимает слабого и открывает новые грани мировидения сильному. Во всей многоплановости жизни Мироздания, по поиску Истины и претворении ее в реальность нашей Вселенной, независимо от вероисповедания и цвета кожи, независимо от белковой или иной природы строения организмов - сотворчество это основа религии будущего. Для человека это единственный эволюционный путь.

Для религии сотворчества характерна философия единосемейности. Когда каждый субъект рассматривается как клеточка единого социального организма, с соответствующей полной заботой о нем как в необходимой помощи, так и в принятии его трудового вклада ("нераздельность личности и социума"). При этом каждый субъект является Сверхличностью, ей подчиняются все ресурсы социума на время решения социально важных задач ("неслиянность личности и социума"). 

Философия единосемейности с очевидностью вытекает из работы А.А.Богданова, в которой он показал, что эволюционный потенциал социальной системы существенно зависит от характера взаимодействия ее подсистем. Например, в случае их индифферентного отношения - потенциал системы эквивалентен усредненному потенциалу её подсистем; если между подсистемами идет борьба, то потенциал всей системы меньше самого слабого потенциала подсистемы; при объединении же подсистем единой целью - потенциал всей системы становится много больше суммы потенциалов всех подсистем (!).

Для религии сотворчества характерна открытость к прогрессивным новациям, приближающим час слияния человека со Сверхразумом. При этом происходит её единение и с наукой, включением в свой арсенал к основным догматам инструментария и методов науки. Не страх и не боль, а восхищение и благоговение будут рождать в человеке высшее религиозно-научное чувство. Детальный расчет и прогноз в рамках религиозно-нравственной парадигмы становятся основой динамичного развития социума.

Уже с сегодняшнего этапа развития человеческой цивилизации социальная интеграция становится выгодна абсолютно всем. В работе показаны теоретические механизмы и пути для социальной интеграции до уровня планетарного общества.

Если контурно очертить грани религии будущего, то можно выделить важные для сегодняшнего дня ее характеристики:

- высокий творческий потенциал социума;

- полная открытость инновациям и информационная прозрачность;

- свобода личности в любой сфере деятельности;

- оптимальная траектория реализации человека по переходу на новую эволюционную ступень для слияния со Сверхсуществом (Богом).

Мы верим, что должен реализоваться высокий нравственный и интеллектуальный потенциал Человека.

Круглый стол "Федоровского общества",

 

29 января 2000 года

 

Просмотров: 1038 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |

Материал предоставлен только для ознакомительных целей, все права на книги, видео и статьи остаются за их законными владельцами.

Возникли вопросы? У вас есть идеи или вы хотите обсудить какой-либо материал портала? Пишите нам! Мы с радостью поможем вам! 

Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *:


Форма входа

Поделиться материалом

Интересное от Google



Друзья сайта





Статистика

  © 2008-2015 | Информационный портал: "Жизнь в прямом эфире" © MicroWorld | www.microworld.ucoz.com