Михаэль Лайтман, кандидат философских наук, профессор онтологии и теории познания, основатель и руководитель Международной Академии Каббалы и Института исследования Каббалы им. Й. Ашлага (ARI — Ashlag Research Institute).
Биография
В 1970 году окончил Ленинградский Политехнический Институт — факультет биологической и медицинской кибернетики. В рамках обучения проводил исследовательскую работу в институте исследования крови, специализировался по электромагнитному регулированию кровоснабжения сердца и мозга. После окончания института работал в Кронштадтской лаборатории Военно-медицинской академии, затем в Севастополе, в дельфинарии академии. Под руководством профессора Ахутина работал по теме "Космическая медицина".
В 1974 году репатриировался в Израиль, служил на базе ВВС Израиля, где проверял электронную часть навигационных систем бомбардировщиков F-16.Занялся бизнесом в медицинской области.
В 1975-м осознал себя верующим. Разочаровавшись в способности науки раскрыть источник жизни, начал посещать раввинов, и каббалистов, пытаясь получить ответ на этот вопрос у них.
В 1978 г. научные исследования привели М. Лайтмана к изучению древней науки Каббала. Став учеником каббалиста Баруха Ашлага/РАБАШ/ (1906—1991), сына и последователя величайшего каббалиста XX в.- Йегуды Ашлага/Бааль Сулам/(1884—1954), автора комментария на книгу Зоар, М. Лайтман продолжает цепочку передачи каббалистического знания современному поколению.
В 1991 г. основал группу Бней Барух.
В 2001 г. открыл Международную Академию Каббалы (с бесплатной очной и заочной формами обучения для всех желающих). Отделения Академии открыты в более чем 25-и странах мира.
В 2004 г. М. Лайтману решением диссертационного совета Института философии Российской академии наук присуждена степень кандидата философских наук.
В 2005 г. член Всемирного Совета Мудрецов (World Wisdom Council)
В 2006 г. (9 сентября) участвовал в акции «круглый стол свободных голосов» под эгидой «Dropping knowledge» на Бебельплац (Берлин).
Последние 30 лет занимается исследованием науки Каббала. Живёт в Израиле, женат, имеет троих детей.
Доктрина М. Лайтмана
Основополагающий элемент доктрины М. Лайтмана, по его словам, это распространение науки Каббала всем желающим. В своих лекциях и в своих книгах отмечает М. Лайтман, что чувствует себя обязанным продолжать следовать пути Бааль Сулама и РАБАШа в распространении науки Каббала в массах, без каких либо ограничений. М. Лайтман неоднократно говорил о том, что его целью является популярное разъяснение книг Ашлагов, которые были написаны специально для нашего поколения. Таким образом он надеется раскрыть и распространить Каббалу в широких массах как и завещал Бааль Сулам. По его словам, лишь на это он получил указание и разрешение своего Рава.
Особенно важным, М. Лайтман считает сохранение аутентичности Каббалы, её очищения от многочисленных предвзятостей и мифов, которыми обросла Каббала за многие столетия. М. Лайтман распространяет знания полученные им от своего Рава и учителя РАБАШа и адаптирует их для современной аудитории . Исходя из указания РАБАШа о необходимости распространения Каббалы всем желающим, М. Лайтман принимает участие в конгрессах, семинарах, научных конференциях по всему миру. По его словам, во имя этого он защитил докторскую диссертацию, во имя этого он пишет книги, издаёт газету, организует бесплатные публичные лекции, участвует в телепередачах и создаёт учебные программы.
Подход М.Лайтмана к Каббале
Подход М.Лайтмана кардинально отличен от устоявшихся представлений о Каббале, как о мистическом направлении в Иудаизме. М. Лайтман распространяет Мудрость каббалы, как науку о действительности, не имеющую отношения к мистике,и относящуюся к религиям и верованиям, как к частным случаям несовершенного описания существующей реальности [8]. М. Лайтман, как и рабби Акива, в своё время, утверждает, что Каббалу могут изучать все желающие, вне зависимости от возраста, религиозной, национальной, расовой или половой принадлежности. Также, по словам М. Лайтмана, от изучающих Каббалу не требуется изменения своих привычек, образа жизни, отказа от религиозной или национальной принадлежности. Подобные взгляды вызывают резкое неприятие со стороны последователей традиционного подхода к Каббале.
Отношение М. Лайтмана к понятию "Творец".
М. Лайтман опровергает общепринятое представление о Творце. Согласно М. Лайтману, Творец - это сила «отдачи»; то, что воспринимается рецепторами человека как более высокая, по отношению к нему, ступень. Причина относительно следствия.Кроме того, Творец - это общий Замысел и природа мироздания, глобальный закон, который нисходит на нас, строит нас, создаёт нашу Вселенную, управляет всем, ведя к изначальной цели – поднять творения в развитии до Своего уровня.